“Катюши” стреляли Стерлитамакскими зарядами (продолжение)
Об обстоятельствах тогдашнего быта свидетельствуют документы проверок, проводимых сотрудниками Башкирского обкома: «Бойцы размещены исключительно скученно и в антисанитарных условиях. Спят на голых нарах в три яруса, не снимая верхней одежды, большинство бойцов строй колонны из-за отсутствия обмундирования и спецодежды выглядят грязными, оборванными при поголовной вшивости. Все колонны не обеспечены бельём, в течение двух месяцев не производили его смены. Нет рукавиц, вместо головных уборов используют полотенца и другие вещи».
Один из труд армейцев, ветеран треста «Стерлитамакстрой» Анатолий Пантелеевич Черкасский, рассказывал в 2009 году: «Нашим первым объектом стала железная дорога от седьмого разъезда до площадки, где начиналось строительство завода № 850. Четыре километра насыпи, а из инструментов – лишь носилки, кирка да лопата. У нас даже тачек не было. Потом месяц работали на кирпичном заводе в Давлеканово. А поздней осенью копали траншею под водопровод до реки Куганак. Дисциплина была военная: работа – казарма – работа. Жили в землянках, в каждой по 500 человек, отопление – три железные печки. Многие жили в таких условиях до конца войны».
В соответствии с Постановлением Государственного Комитета Обороны от 8 июля 1941 года приказом Наркома по строительству С.З.Гинзбурга специально для строительства военного завода № 850 на базе строительной организации было осуществлено формирование особой строительно-монтажной части (ОСМЧ-50). Руководил строителями К.И.Лапин.
Строительство набрало быстрые темпы с августа 1941 года, когда из украинского города Славянска прибыли эвакуированные квалифицированные кадры строителей, инженерно-технический персонал, небольшое количество механизмов и приспособлений. Рабочих расквартировали в бараках, уже построенных рабочими города, в Косяковке, Левашовке, в Сайгановке и в старой части города. В сентябре прибыли 600 молодых ребят, выпускники строительных училищ ФЗО из Белоруссии.
Началось строительство будущего завода с подсобных сооружений (склады, дороги), временного жилья (землянки, бараки). Особое внимание уделялось сооружению объектов строительной базы: завода силикатного кирпича, деревообрабатывающего комбината, гаража, ремонтно-механической мастерской. Параллельно с этим сооружались воздушная линия электропередачи в 32 с половиной километра, соединившая завод с Ишимбаевской ТЭЦ, и подстанция. Из этой же ЛЭП была выделена ветка для электроснабжения города. Вся линия крепилась на деревянных опорах, ураганные зимние ветры часто сваливали их, тогда электроснабжение завода прекращалось. Работники электроцеха в любую погоду выезжали на линию, поднимали опоры, монтировали провода. На линии постоянно дежурили объездчики.
Летом и осенью строители трудились без выходных по 12-14 часов. При больших физических нагрузках условия жизни были суровыми, питание – довольно скудным. Кормили в столовой три раза в день. На стол, за которым сидели по 20 человек, ставилось ведро похлёбки из картошки и лебеды или крапивы. Ели без хлеба, берегли паёк на ужин. Рабочим и ИТР в сутки полагалось 700 граммов хлеба, служащим – 500. Обуты строители были в лапти. Вместо мыла выдавали огнеупорную глину.
С 26 июня 1940 года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР, действовала уголовная ответственность за самовольный уход, прогулы и опоздания на работу, а с 26 декабря 1941 года рабочие и служащие военных предприятий объявлялись мобилизованными на весь период войны, самовольный уход с предприятий карался как дезертирство. Рабочие из деревень и города часами добирались пешком на стройку, боялись опоздать к началу смены даже на пять минут.
Осенью 1941 года на строительную площадку завода начали прибывать эшелоны с оборудованием и людьми с эвакуированного завода № 59 имени Г.И.Петровского из Ворошиловградской (с 1958 года Луганской) области Украины. По имени станции, на которой стоял завод, называли его в обиходе петровеньковским.
В предвоенные годы этот завод был первопроходцем в отечественном производстве нитроглицериновых порохов. Первый петровеньковский эшелон шёл кружным путём через Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Махачкалу, Баку, паромом пересекал Каспийское море, потом через Ашхабад, Бухару, Ташкент и Самару шёл на Уфу. И уже оттуда – в Стерлитамак. Очевидно, в первые военные месяцы длинный маршрут был единственно возможным: пути европейской части страны были перегружены эшелонами, идущими на фронт. Определённую роль сыграла и забота о сохранности оборудования. И только через три месяца, 28 ноября 1941 года, в сорокаградусный мороз, поезд прибыл на конечную станцию. Второй эшелон, ушедший позже, двигался другим путём и прибыл в Стерлитамак на 10 дней раньше.
Всего таких эшелонов было девять. Вагоны и платформы были загружены оборудованием, люди размещались в товарных вагонах, где были на скорую руку сооружены трёхъярусные нары, в середине вагона – железная печка, на которой раз в день готовили пищу. Из-за загруженности путей поезда шли с большой задержкой, подолгу стояли на станциях, пропуская эшелоны в сторону фронта. Продукты, взятые в дорогу, давно кончились, люди мёрзли, голодали. Последний эшелон прибыл в Стерлитамак 31 декабря.
Эвакуированных, как и строителей, разместили в городе, близлежащих деревнях и в землянках-времянках, сооружённых вокруг строящегося завода. Увидеть эти легендарные землянки можно только на редких сохранившихся фотографиях. После войны они были полностью снесены.
Петровеньковцы составили кадровый костяк нового завода № 850 Наркомата боеприпасов. После того, как станция Петровеньки была освобождена от немецких оккупантов, и в январе 1944 года правительством было принято решение о восстановлении предприятия на прежнем месте, некоторые из них вернулись на родину. Многие остались в Стерлитамаке и работали здесь долго, с большой отдачей, считая завод своим.
Мы не раз уже в своих публикациях обращались к этим страницам городской истории, рассказывая о том, что результат изнурительного людского труда был героическим, а само их существование – по сегодняшним меркам просто невообразимым.
«До сих пор в памяти холодные и голодные годы. Как мы ставили палатки, строили землянки в голой степи, как в непроглядную пургу шли к верховьям реки Белой спасать схваченный льдом, жизненно важный для строительства лес. А после тяжёлого трудового дня в спешном порядке разгружали вагоны с прибывающим оборудованием и материалами. Работали мы тогда на пределе человеческих возможностей. Только за судьбу своей страны болели. О своей нелёгкой жизни говорить стеснялись. Теперь кажется чудом, что первые строители нового города, полуголодные, для которых едва ли не праздником было в порядке поощрения иметь запасную пару лаптей, сплетённых в собственной мастерской ОСМЧ-50, выдержали такое испытание и с честью выполнили поставленную перед ними задачу», – вспоминал Г.И.Водолаженко, работавший в военные годы начальником участка № 1; в конце 1944 года он стал главным инженером ОСМЧ-50.
22 апреля 1942 года первого директора строящегося завода И.П.Кузнецова сменил Виктор Георгиевич Давыдов. Выпускник Московского высшего технического училища, он имел довоенный опыт руководства строительством различных крупных объектов. Иван Порфирьевич Кузнецов остался на заводе в качестве первого заместителя директора. К ноябрю 1942 года практически все здания были построены, продолжался монтаж оборудования. Самыми узкими местами оказались котельная, водонапорная башня, теплосети и водопровод. Работы на этих объектах велись круглосуточно.
Прокладка теплотрассы и водопровода от водонапорной башни пришлась на ноябрь и декабрь, когда морозы доходили до 40 градусов и более, а бураны и снегопады за ночь заносили траншеи так, что с утра их приходилось откапывать заново. Промерзание земли достигало двух метров, поэтому круглосуточно горели костры, а за ними, по мере оттаивания грунта, шли рабочие с кирками, ломами и лопатами и рыли траншеи. Очень сложным оказался вопрос со строительством водонапорной башни. Был собран деревянный бак ёмкостью около 100 кубометров, обклеенный внутри двумя слоями рубероида. Над ним соорудили утеплённый шатёр. Высота башни была около 30 метров.
К середине декабря было дано тепло в здания, подана электроэнергия, и с этого времени все монтажники были переведены на казарменное положение. Выдали матрацы и подушки, организовали круглосуточное питание. Работы велись непрерывно, рабочие отдыхали три-четыре часа и снова брались за работу. Дирекция завода тоже перешла на казарменное положение. Всем были выданы матрацы и постельные принадлежности, и после окончания рабочего дня все располагались на отдых на своих рабочих столах. Кто имел семьи, оставил их в городе, навещая раз в две недели, а то и реже.
С середины января 1943 года, по мере окончания монтажа оборудования, началась его ревизия и холостая обкатка. Не всё было гладко: при невыясненных обстоятельствах возник пожар в котельном цехе, где управление «Союзпроммонтаж» изготавливало нестандартное оборудование. К счастью, к этому времени всё оборудование для первой очереди было уже изготовлено и передано в монтаж. При пробном пуске воды из водонапорной башни обнаружились повреждения водопровода, выполненного из асбестоцементных труб, и снова – круглосуточные костры, снова ручная откопка траншей и восстановление повреждённых участков.
Но вот и приблизился день «Х» – день проведения первой нитрации. Нитрация глицерина – самая опасная операция во всей технологии производства баллиститных порохов, а потому и самая ответственная. 6 февраля 1943 года утвердили состав бригады для её проведения. С 18 часов 8 февраля в производстве № 4 поставили для непрерывного дежурства боевую пожарную машину, выделили по две лошади на каждую смену.
9 февраля – день пуска. Приготовлением первой нитрационной кислотной смеси руководили опытные мастера Захар Савельевич Калитвянский и Емельян Степанович Задорожный. Нитрация прошла успешно.
Полученный продукт по трубопроводу был передан на фазу варки. Первая варка была подготовлена начальником мастерской Антониной Михайловной Тютлиной, проводили её аппаратчица Мария Вороширина и помощница Мария Сесько. Отжим пороховой массы на центрифуге провела Екатерина Иосифовна Бидоленко. Всеми операциями на этой фазе руководил старший мастер Степан Арсентьевич Бутенко. Варка началась в 13 часов, а в 15 на работу вышла смена старшего мастера С.И.Шустерова. Но смена Бутенко так и не ушла домой, пока работа не была закончена.
Далее отжатая пороховая масса гужевым транспортом была перевезена в другое здание, где она в деревянных ларях перемешивалась лопатами для усреднения состава. После получения положительных результатов анализа массу по узкоколейному пути перевезли на фазу отжима, затем в навесочные кабины зданий вальцевания, и уже оттуда – на горизонтальные вальцы.
Первый рулон пороховой массы скатали вальцовщица Евдокия Фоминична Пестряева и помощница вальцовщика Лина Осипенко. Фаза вальцевания в процессе получения порохов была для аппаратчиков самой тяжёлой в физическом отношении и самой опасной в отношении возможности воспламенения пороха на тонких, до полутора миллиметров, прокатках при температуре валков 85-90 градусов, необходимых для гемогенизации компонентов пороха и высушивания массы. Пороховой рулон весом в 36 кг в утеплённом ватой мешке вручную, на плечах, переносился на вертикальные вальцы, находящиеся на расстоянии в 50-70 метров в этом же или соседнем здании. В кабине со шкафом-обогревателем рулон вручную разрезался на две части, из них формовались рулоны по 18 кг и переносились на гидравлические прессы для получения пороховых шашек.
Первые рулоны на вертикальных вальцах изготовила вальцовщица Клавдия Федосеевна Грамм. Первую прессовку провела Анна Васильевна Скотникова, награждённая позднее боевой медалью «За отвагу». Принимала изделие приёмщица Александра Илларионовна Ежова.
Прессовались пороховые шашки марки М-13 на матрице, изготовленной старым опытным токарем Алексеем Марковичем Кучеренко, отцом начальника ОСМЧ-50, коллектив которого строил завод.
Всё это делалось впервые и было сопряжено с огромным риском.
А 23 февраля 1943 года в клубе строителей состоялось торжественное собрание, посвящённое 25-летию Красной армии. На него собрались строители, монтажники, работники завода, представители партийных и советских организаций.
Перед самым открытием собрания главный инженер завода Клавдий Иванович Баженов принёс в президиум завёрнутую в бумагу первую продукцию – пороховую шашку к знаменитым гвардейским миномётам БМ-13У «Катюша». В этот день военным представителем И.М.Буркановым была принята первая партия пороховых зарядов, и этот день утвердился официальной датой рождения предприятия.
Порохов в стране в то время не хватало, их покупали у союзников – Великобритании и Соединённых Штатов. Уже прорвана блокада Ленинграда, уже завершена битва на Волге, освобождены Курск, Воронеж, Краснодар, Сталинград, но перелом в войне ещё не стал необратимым. Враг переходит в контрнаступление на Юго-Западном фронте. Самые ожесточённые бои идут непосредственно вблизи тех мест, откуда был эвакуирован завод.
Официальная приёмка первой очереди завода была оформлена приказом Наркома боеприпасов Б.Л.Ванникова 29 марта 1943 года. Завод № 850 Наркомата боеприпасов СССР был включён в число действующих оборонных предприятий.
Татьяна Морозова